> Хммм... надо же...При том в классических иксах в чистом виде с этим аспектом - очень уж не очень. Оно кодилось в эпоху когда люди еще не смотрели полноэкранное видео на компьютерах.
Классические иксы вообще изначально делали нечто странное, лазя в GPU самолично, через DDX драйвер. Со временем народ как-то понял что ядро сильно лучше в вещах типа переключения режимов, точных таймингов и управления памятью. Так появились KMS, DRM и GBM, где самые низкоуровневые аспекты отданы ядру. Это заодно позволяет ядру некоторые вещи типа продвинутых фреймбуферных консолей, отрисовки паники, ядерного дебагера и проч, переключая видеорежимы в процессе, если надо. Потом появились и более странные вещи, типа зарядить DMA таскать в правильные моменты кадр с "безголовой" видяхи когда та его зарендерит в "туповатую" у которой есть видеовыход.
Кроме всего прочего так оно может намного точнее информировать заинтересованный софт когда и что там делает железо, чтобы очередной кадр не прилетал прверх того что в провод сейчас выплевывается. Однако иксы все же оставляют желать много лучшего в этом аспекте, там это на жуткие костыли приделано и работает понятно как. Поэтому в 2021 году в некоторых конфигурациях юзеры все еще проклинают тиринг...
Если что, композитор объединяет рендер кучи программ - экран у нас как бы один (или несколько), и на нем надо все это как-то показать. С учетом иерархии окон, эффектов и проч. Это же позволет всякие фокусы типа полупрозрачных окон и чего там еще. Без композитора ... это не очень то получится. Полупрозрачное окно означает что отрендерили всех и применили некую математику к этому. Это очень желательно сделать на GPU из-за объема вычислений и требований к скорости, откуда и работа композитора только на продвинутых дровах.